8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Флористика способы обработки растений

Флористика: способы обработки растений

автор Киселёва Н.Ю., фото и рисунки автора

Многие садоводы мечтают научиться делать флористические композиции из живых и засушенных растений.

Растения, любовно выращенные в саду, а также собранные в поле или в лесу, могут быть использованы для составления разнообразных флористических композиций.

В зимних цветочных композициях обычно используется растительный материал, обобщённо называемый сухоцветами.

Для составления флористических композиций, которые будут радовать долгое время, свежесрезанные растения должны быть подвергнуты специальной обработке.
Это может быть:
— сушка растений (естественная, плоскостная, объёмная);
— воздействие на растения разными способами (паром, кипятком, парафином или глицерином);
— обесцвечивание растений;
— окраска растительного материала;
— кристаллизация растений;
— скелетизация растений;
— закручивание и изгибание ветвей.

Для большинства собираемых растений, предназначенных для дальнейшей обработки, основным требованием является защита от влаги. Поэтому нужно производить сбор растительного материала в сухую солнечную погоду.
Правда, здесь имеются редкие исключения, которые диктуются особенностями некоторых видов растений.
Например, тысячелистник лучше сохраняет свою окраску, если перед засушиванием поместить растение на пару дней в воду.
А подмаренник, высушенный прямо в вазе с водой, полностью сохраняет свою декоративность.

При высушивании в вазе без воды красиво выглядят декоративные злаки. А вот, например, у гомфрены и физалиса при этом стебель становится изломанным.

Обработка растений паром и кипятком

Обработкой паром можно придать необходимый изгиб стеблям сухих растений, расправить лепестки, вернуть пышность и объёмность соцветиям (солидаго, амарант и т. п.).

Обработка собранного материала кипятком позволяет надолго сохранить некоторые виды растений.

Например, чтобы сохранить пушистый одуванчик, цветоносы растений срезают, когда парашютики у них уже образовались, но белый шарик ещё не раскрылся.
В срезанный полый стебель одуванчика вводят тонкую проволоку, слегка прокалывая основание корзинки. На другом конце проволоки делают крючок. Затем головку цветка опускают в кипящую воду (на 10-15 сек), при этом семянки накрепко «привариваются» к цветоложу.
После этого одуванчики подвешивают за крючок на верёвку, предварительно изогнув стебельки растений в соответствии с замыслом. Высохнув, шарики одуванчика откроются!
А если в кипящую воду предварительно добавить анилиновый краситель, то пушистые шарики засушенных одуванчиков станут цветными!

Обработка растений парафином

Обработка расплавленным парафином тоже очень эффективна для сохранения растений.
Например, крупные воздушные шары козлобородника можно сохранить, впрыснув шприцом без иглы расплавленный парафин внутрь корзинки, прямо через полый стебель растения.

Для удобства хранения, у обработанных парафином соцветий оставляют короткие стебли. А перед постановкой в композицию удлиняют стебли высушенными цветоносами других растений (например, побегами чеснока, стеблями тростника, ветками кустарников) или просто проволокой.

Обесцвечивание растений

Обесцвечивание растений применяют для получения белого декоративного материала.
Этот процесс можно разделить на два этапа: обесцвечивание и непосредственно отбеливание.

Для обесцвечивания растения помещают в тёплый раствор хлорной извести (0,8%) с содой (0,4%). Ёмкость накрывают и выдерживают при комнатной температуре 4-6 дней. Раствор сливают, когда погруженные в него растения станут синевато-белыми.
Затем растения заливают 1%-ным раствором хлорной извести без соды, в котором они окончательно отбеливаются.
Выбеленные растения подсушивают.

Окрашивание растений

Окрашивание растений – широко распространённый приём у флористов.
Поскольку в зимних композициях часто не хватает цвета, то растительный материал красят.

Для окраски растений можно воспользоваться цветными аэрозольными баллончиками с распылительным устройством, пылесосом или аэрографом (специальным прибором для нанесения краски тонким слоем).
Этим способом красят как сухой, так и живой растительный материал.
Растения можно красить кисточкой, используя гуашь или водоэмульсионную краску нужного тона.

Например, эффектно выглядят в композициях и венках окрашенные листья магонии.
Очень красивы коробочки мака и льна, окрашенные золотой, бронзовой или серебряной краской.

Сухие цветы можно погрузить в раствор анилинового красителя с ацетоном (из расчёта 3 г на 1 л воды) и выдержать до нужной степени окрашенности.

Живые белые гвоздики и гортензия, поставленные в раствор чернил, приобретают соответствующий цвет. Интенсивность окраски цветков зависит от концентрации чернильного раствора.

Кристаллизация растений

Кристаллизацию растений можно проводить несколькими способами.

Чтобы получить кристаллические растения, их можно выдержать в перенасыщенном горячем растворе поваренной соли до остывания, пока их поверхность не покроет слой мелких кристаллов. А если раствор соли подкрасить анилиновым красителем, то растение будет цветным.

Более яркого цвета добиваются при обливании сухого материала кипящим раствором квасцов (из расчета 500 г на 1 л воды). Или погружают растения в горячий раствор квасцов, выдержав до охлаждения и образования крупных красивых кристаллов.

Для получения на растениях кристаллов синего цвета используют перенасыщенный раствор медного купороса комнатной температуры.

Консервация растений в глицерине

Глицерин отлично сохраняет растения.
Консервация растений в глицерине позволяет получить эластичные и упругие, тёмно-зелёные, тёмно-бордовые или коричневые листья с масляным блеском.
Обработанные глицерином растения сохраняются без заметного потускнения продолжительное время (2-3 года).

Приготовление раствора глицерина для обработки растений не представляет особого труда. Берут одну часть глицерина, смешивают его с 2-3 частями горячей (60-70 градусов) воды. В приготовленный раствор погружают листья, стебли или ветки растений с листьями.
Выдерживают растения в растворе глицерина в течение 2-3 недель, затем просушивают.

Хорошо консервируются в глицерине растения с кожистыми листьями: магнолия, магония падуболистная, рододендрон, дуб, брусника и др.

С помощью глицерина у обрабатываемых растений можно получить различные цвета и оттенки. Например, эвкалипт становится зеленовато-коричневым; листья бука чернеют. Коричневыми становятся мушмула японская, олива, магония, падуб.

Моя практика показывает, что можно успешно сушить в глицерине листья многих садовых растений: барбариса, берёзы, бука, форзиции, клёна, можжевельника, дикой яблони, винограда.
А также в глицерине успешно консервируются листья многих комнатных и оранжерейных растений. Например, драцена, плющ, аукуба, олеандр, фатсия, аспидистра, эхмея, камелия и др.

Когда собран и обработан растительный материал, освоены приёмы его сохранения, выбрана подходящая ваза, — можно приступать к воплощению замысла флористической композиции.
Успехов!

Первичная обработка растительного материала

При первичной обработке растительного материала используется комплекс техник и приемов, посредством которых части растений приобретают вид и свойства, необходимые для создания завершенного дизайнерского произведения. Существуют три базовых направления первичной обработки: а) сохранение срезанных цветов свежими; б) их сушка, необходимая при создании «зимних букетов», панно, коллажей, ширм и прочих произведений, в которых используются сухоцветы; в) консервирование (стабилизация), применяемая в отношении растений, которые призваны длительный срок играть роль декора в интерьере.

Сохранение цветка свежим позволяет флористу добиться двух биологических эффектов — сохранения высокого тургора в растительных тканях и подавления активности гнилостных микробов, как правило, путем применения специальных химических средств (подкормок и т.д.). Под тургором (от лат. turgere — быть набухшим) понимается физиологическое свойство клеток и тканей удерживать жидкость под давлением, необходимым для оптимальной упругости побегов и листьев. Падение тургора проявляется в вялости растения: оно теряет форму, поникает, становится мягким. Такой цветок обычно теряет натуральную окраску и быстро загнивает.

Ключевые меры по сохранению свежести срезанного цветка следующие:

О удаляются лишние листья и шипы, в первую очередь листья, которые окажутся ниже уровня воды в вазе;

О периодически повторяемая подрезка стебля каждый раз выполняется на погруженном в воду растении для расширения сосудов;

О подрезка осуществляется только с использованием ножа, но не ножниц;

О подрезка производится всегда под углом к стеблю. При повторной подрезке или при жестком, одревесневшем стебле угол по возможности более косой;

О при одревесневшем стебле (ветви) нижняя часть при подрезке зачищается от коры и расщепляется на глубину 20—50 мм (в зависимости от размера побега);

О у стеблей растений, выделяющих млечный сок, после подрезки область надреза погружается на несколько секунд в кипяток или обугливается на огне, после чего растения ставят в холодную воду;

О вода для свежесрезанных цветов должна содержать антисептические средства, угнетающие гнилостных бактерий, например: на 1 л воды 1—2 г марганцовокислого калия («марганцовки»), или 2 г лимонной кислоты, или 1 таблетка ацетилсалициловой кислоты (в чистом виде, без болеутоляющих добавок и витаминов);

О вода для таких растений, как гвоздика, роза, сирень, тюльпан, подслащивается (5 г сахара на 1 л воды). Недопустимо подслащивание воды для амариллиса, ромашки, цикламена;

О воду с добавками меняют каждые 2—3 дня, воду без добавок — ежедневно;

О растения отпаиваются в течение 1—2 ч в растворе «Кризала» перед постановкой в завершенную композицию;

О цветки и соцветия срезаются на стадии окрашенного бутона или полуроспуска, чтобы цветки распустились уже в композиции;

О у таких растений, как зантедесхия (каллы), пион и сирень, срезаются полностью распустившиеся цветки, поскольку их окрашенные бутоны не распускаются после срезания;

О цветы хранят в помещении с температурой воздуха в пределах 5—10 °С при относительной влажности 80—90 %.

В тех случаях, когда цветок или соцветие очень велики и могут ускорить поникание стебля, целесообразно провести процедуру укрепления стеблей. Для этой цели через побег пропускается флористическая проволока подходящей толщины. Ее верхний конец выводится через головку, закручивается колечком и маскируется; нижний конец обворачивается вокруг стебля и при необходимости фиксируется тейп-лентой.

Чтобы улучшить общий вид срезанных цветков, нужно, когда это технически возможно, удалить пыльники — верхушечную часть цветочной тьгчинки (мужского репродуктивного органа), где происходит формирование пыльцевых зерен (рис. 5.4). Эта операция немного продляет жизнь цветка, однако ее истинное назначение иное. Пыльца, осыпаясь из пыльника, способна запачкать лепестки, испортив цветовое решение композиции, поэтому данные части тычинок рекомендуется срезать. Кроме того, удаляя источники пыльцы из композиции, флорист снижает риск вызвать аллергическую реакцию на изделие у своего заказчика.

Рис. 5.4. Строение мужского цветка покрытосеменных с обозначением пыльника

Первичная обработка флористического материала завершается его трансформацией — изменением облика растения в нужном направлении для придания ему новых формы, размеров и (или) фактуры. Типичный пример трансформации растений — изготовление букета гламелия, в котором бутоны полностью теряют свою индивидуальность.

Сухоцветы начиная с 1960-х гг. пользуются особой популярностью во флористике, поскольку их изготовление не требует больших трудозатрат и финансовых расходов, но позволяет создавать красивые, фантазийные композиции, сохраняющие свои художественные достоинства на протяжении длительного времени. Слово «сухоцветы» имеет два значения. В узком смысле так называются лишь представители семейства астровых — бессмертники (иммортели), которые при высыхании приобретают особое изящество, а также близкие к ним по свойствам растения. В широком смысле слова так называется любой сухой материал для цветочного дизайна. Сушка применяется в ходе изготовления изделий, предназначенных почти исключительно для декорирования интерьера. Главным видом этих изделий, аранжировку которого обязан освоить начинающий флорист, является «зимний букет».

Особым случаем применения сухоцветов является рафия — высушенные вайи южноафриканских пальм натурального цвета или окрашенные. Рафия используется как декоративное украшение, но гораздо чаще в качестве естественного связочного материала — декоративного (наряду с лентами и бантами) или просто технического.

Засушивание растений проводится по определенной технологии, чтобы растительный материал сохранил свою натуральную окраску или незначительно изменил ее. Это обеспечивают следующие способы сушки, рекомендованные отечественными ботаниками М.П. Бединггауз (1955) и Б.К. Шишкиным (1941)’:

Читать еще:  Тля зонтичная бурая anuraphis subterranea

О холодная сушка — в листах пористой бумаги под прессом, между досками;

0 горячая сушка — в листах пористой бумаги (можно с ватным настилом), заложенных в гербарные рамки при постоянном притоке теплоты (на солнцепеке, в термостате, сушильном шкафу, духовом шкафу газовой плиты);

о сушка в толстом рыхлом сукне, выполняющем роль прокладки между бумагой и растениями, с заменой ткани каждые 6—8 ч; этот способ слишком трудоемкий и продвигается чересчур медленно, поэтому почти не используется. Его можно посоветовать лишь для засушивания уникальных образцов, которые требуют особого отношения и которые флорист желает сохранить для личной коллекции или в рекламных целях;

0 засушивание в песке — с погружением растения в ящик с прокаленным и предварительно просеянным песком для получения объемной засушки.

Горячее и холодное засушивание предназначены для получения прессованного материала, используемого при изготовлении панно, коллажей и других плоских работ. М.П. Бединггауз считает самым быстрым и дешевым при высоком качестве конечного результата горячее засушивание в гигроскопической вате при температуре 35—50 °С (в крайнем случае этот метод срабатывает и при сушке на солнцепеке). Слой ваты прикрывают марлей, чтобы растительные части не застряли в волокнах ваты.

Сухоцветы для сложных трехмерных композиций вроде «зимнего букета» изготовляют способом сушки в песке, осуществляемым следующим образом: 1) песок очищают, просеивают, тщательно высушивают и прокаливают; 2) вводят в песчаную массу стеарин из расчета 10 г вещества на 1 кг песка; вещество добавляют медленно, непрерывно помешивая песчаную массу; 3) насыпают часть обработанного песка тонким слоем на дно пустого ящика для растений; 4) поверх слоя песка выкладывают растение в горизонтальном или вертикальном положении; 5) засыпают растение остатками песка аккуратно, [1]

стараясь не смещать его, не сломать; 6) помещают ящик в термостат или печь и выдерживают песчаную смесь при температуре в пределах 50—60 °С на протяжении не более 2—3 суток (в зависимости от вида растений). Выдерживание растений более длительное время приводит к их порче: колер, внешний вид и механические свойства растения ухудшаются при нагреве до температуры свыше 60 °С при сушке в песке и свыше 50 °С при любой другой горячей сушке.

Засушиваемое растение — в ящике или под прессом — должно быть расправлено и иметь облик, близкий к естественному, чтобы образец выглядел свободно и привлекательно. Большинство видов при сушке под прессом получает необходимое качество после 10—12 ч обработки.

Растения для последующей засушки берутся без капель влаги на них (следы дождя, росы, полива). Закладка растений осуществляется немедленно после сбора, пока они свежие. Уместно выдержать 20—30 мин слегка увядший цветок в воде с подкормками, чтобы вернуть ему свежесть, и только после этого сушить его. Ветви для плоских композиций обязательно прессуют, а цветки и соцветия обязательно обкладывают ватой. Высушенное растение перед использованием хранят в тех самых листах, в которых оно сушилось, без смены ватного настила (если, конечно, они не испорчены растительным соком). Сами листы помещают в плотно закрывающиеся ящики и несгораемые шкафы, что гарантирует надежное хранение до начала флористических работ.

Стабилизированные растения недавно получили широкое распространение и, вероятно, вскоре потеснят композиции из сухоцветов, хотя и имеют несколько меньшие сроки эксплуатации. Консервация, или стабилизация, растений представляет собой технический процесс по сохранению свежего вида и натуральности окраски растений после прекращения жизнедеятельности их клеток. Сущность процесса состоит в замене растительного сока нетоксичным реагентом, поддерживающим в норме тургор тканей растения, в результате чего оно смотрится, как живое.

Благодаря стабилизации удается продлить срок службы большинства флористических изделий на несколько месяцев и даже до 1 года у некоторых видов. Скажем, стабилизированная роза доживает до 10—12 месяцев, тогда как обычная срезанная роза, сохраняемая при помощи аспирина или других добавок, обычно утрачивает свежесть через 2 недели.

Технология стабилизации успешно применяется в отношении роз, гвоздик, зантедесхий (калл), гардений, гортензий, орхидей, тубероз, лилий и ряда других садовых цветов. Консервированию подлежат и такие средства озеленения, как мхи, ветви сосны и листья многих растений — эвкалипта, аспарагуса, плюща, папоротников и проч. Стабилизированный мох получил широкое применение в озеленении интерьера для создания «живых подушек» (мох-пласты, мох-кочки), внутренних домашних клумб, «зеленых стен», «живых картин» и т.д.

Зеленые стены и крупномерные деревья для офисов после стабилизации сохраняют свои свойства 3—5 лет при отсутствии вредных воздействий — чрезвычайной сухости воздуха, резких перепадов температур в помещении и попадания прямых солнечных лучей. Для консервированных цветов оптимум относительной влажности воздуха составляет 80—90 %, а температурный оптимум — от 5 до + 35 °С.

Стабилизированные растения особенно выгодны в озеленении офисов и общественных мест (холлы гостиниц, автосалоны, аквапарки и т.п.), поскольку такое растение не нуждается в поливе и ином уходе, а также свободно переносит слабую искусственную освещенность: консервированная ткань мертва, и слабый свет, полная темнота даже повышают срок эксплуатации растения.

При озеленении офисов, отелей и т.п. с точки зрения дизайна наиболее удачным решением являются стабилизированные пальмы (чаще всего используются вашингтония и финиковая пальма). Их изготовляют из консервированных натуральных листьев и ствола в виде полой облегченной трубы, покрытой натуральными пальмовыми чешуйками и волокнами (остатками листовых влагалищ и черешков) либо их искусственными имитациями. Полый ствол делает конструкцию более легкой и позволяет размещать внутри пальмы замаскированное оборудование системы видеонаблюдения.

Флористика: способы обработки растений

Для составления флористических композиций, которые будут радовать долгое время, свежесрезанные растения должны быть подвергнуты специальной обработке. Это может быть:

— сушка растений (естественная, плоскостная, объёмная);

— воздействие на растения разными способами (паром, кипятком, парафином или глицерином);

— окраска растительного материала;

— закручивание и изгибание ветвей.

Для большинства собираемых растений, предназначенных для дальнейшей обработки, основным требованием является защита от влаги. Поэтому нужно производить сбор растительного материала в сухую солнечную погоду. Правда, здесь имеются редкие исключения, которые диктуются особенностями некоторых видов растений. Например, тысячелистник лучше сохраняет свою окраску, если перед засушиванием поместить растение на пару дней в воду. А подмаренник, высушенный прямо в вазе с водой, полностью сохраняет свою декоративность.

При высушивании в вазе без воды красиво выглядят декоративные злаки. А вот, например, у гомфрены и физалиса при этом стебель становится изломанным.

Обработка растений паром и кипятком

Обработкой паром можно придать необходимый изгиб стеблям сухих растений, расправить лепестки, вернуть пышность и объёмность соцветиям (солидаго, амарант и т. п.).

Обработка собранного материала кипятком позволяет надолго сохранить некоторые виды растений.

Например, чтобы сохранить пушистый одуванчик, цветоносы растений срезают, когда парашютики у них уже образовались, но белый шарик ещё не раскрылся. В срезанный полый стебель одуванчика вводят тонкую проволоку, слегка прокалывая основание корзинки. На другом конце проволоки делают крючок. Затем головку цветка опускают в кипящую воду (на 10-15 сек), при этом семянки накрепко «привариваются» к цветоложу.

После этого одуванчики подвешивают за крючок на верёвку, предварительно изогнув стебельки растений в соответствии с замыслом. Высохнув, шарики одуванчика откроются! А если в кипящую воду предварительно добавить анилиновый краситель, то пушистые шарики засушенных одуванчиков станут цветными!

Обработка растений парафином

Обработка расплавленным парафином тоже очень эффективна для сохранения растений. Например, крупные воздушные шары козлобородника можно сохранить, впрыснув шприцом без иглы расплавленный парафин внутрь корзинки, прямо через полый стебель растения.

Для удобства хранения, у обработанных парафином соцветий оставляют короткие стебли. А перед постановкой в композицию удлиняют стебли высушенными цветоносами других растений (например, побегами чеснока, стеблями тростника, ветками кустарников) или просто проволокой.

Обесцвечивание растений применяют для получения белого декоративного материала. Этот процесс можно разделить на два этапа: обесцвечивание и непосредственно отбеливание.

Для обесцвечивания растения помещают в тёплый раствор хлорной извести (0,8%) с содой (0,4%). Ёмкость накрывают и выдерживают при комнатной температуре 4-6 дней. Раствор сливают, когда погруженные в него растения станут синевато-белыми. Затем растения заливают 1%-ным раствором хлорной извести без соды, в котором они окончательно отбеливаются. Выбеленные растения подсушивают.

Окрашивание растений – широко распространённый приём у флористов. Поскольку в зимних композициях часто не хватает цвета, то растительный материал красят.

Для окраски растений можно воспользоваться цветными аэрозольными баллончиками с распылительным устройством, пылесосом или аэрографом (специальным прибором для нанесения краски тонким слоем). Этим способом красят как сухой, так и живой растительный материал. Растения можно красить кисточкой, используя гуашь или водоэмульсионную краску нужного тона.

Например, эффектно выглядят в композициях и венках окрашенные листья магонии. Очень красивы коробочки мака и льна, окрашенные золотой, бронзовой или серебряной краской.

Сухие цветы можно погрузить в раствор анилинового красителя с ацетоном (из расчёта 3 г на 1 л воды) и выдержать до нужной степени окрашенности.

Живые белые гвоздики и гортензия, поставленные в раствор чернил, приобретают соответствующий цвет. Интенсивность окраски цветков зависит от концентрации чернильного раствора.

Кристаллизацию растений можно проводить несколькими способами.

Чтобы получить кристаллические растения, их можно выдержать в перенасыщенном горячем растворе поваренной соли до остывания, пока их поверхность не покроет слой мелких кристаллов. А если раствор соли подкрасить анилиновым красителем, то растение будет цветным.

Более яркого цвета добиваются при обливании сухого материала кипящим раствором квасцов (из расчета 500 г на 1 л воды). Или погружают растения в горячий раствор квасцов, выдержав до охлаждения и образования крупных красивых кристаллов.

Для получения на растениях кристаллов синего цвета используют перенасыщенный раствор медного купороса комнатной температуры.

Консервация растений в глицерине

Глицерин отлично сохраняет растения. Консервация растений в глицерине позволяет получить эластичные и упругие, тёмно-зелёные, тёмно-бордовые или коричневые листья с масляным блеском. Обработанные глицерином растения сохраняются без заметного потускнения продолжительное время (2-3 года).

Приготовление раствора глицерина для обработки растений не представляет особого труда. Берут одну часть глицерина, смешивают его с 2-3 частями горячей (60-70 градусов) воды. В приготовленный раствор погружают листья, стебли или ветки растений с листьями. Выдерживают растения в растворе глицерина в течение 2-3 недель, затем просушивают.

Хорошо консервируются в глицерине растения с кожистыми листьями: магнолия, магония падуболистная, рододендрон, дуб, брусника и др.

С помощью глицерина у обрабатываемых растений можно получить различные цвета и оттенки. Например, эвкалипт становится зеленовато-коричневым; листья бука чернеют. Коричневыми становятся мушмула японская, олива, магония, падуб.

Моя практика показывает, что можно успешно сушить в глицерине листья многих садовых растений: барбариса, берёзы, бука, форзиции, клёна, можжевельника, дикой яблони, винограда. А также в глицерине успешно консервируются листья многих комнатных и оранжерейных растений. Например, драцена, плющ, аукуба, олеандр, фатсия, аспидистра, эхмея, камелия и др.

Когда собран и обработан растительный материал, освоены приёмы его сохранения, выбрана подходящая ваза, — можно приступать к воплощению замысла флористической композиции. Успехов!

Наталья Юрьевна Киселёва, профессиональный фитодизайнер (Московская обл.)

Способы засушивания растений

Флористика

1. Виды композиций во флористике

Читать еще:  Сколько муравьев на участке нормально а сколько уже перебор

2. Заготовка растительного сырья

3. Способы засушивания растений

4. Технология составления композиции во флористике

Литература

1. Азбука цветов. / Сост. И.В.Рошаль.— СПб.: Кристалл, 1998.—368 с.

2. Базик И.Я., Гульянец Э.К. Что можно сделать из природного материала?—М.: Просвещение, 1984 г.

3. Курдаков Е.В. Лес и мастерская.—Алма-Ата: Кайнар, 1986.—333 с.

4. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика.—Мн.: «МЕТ»Ю 1994.—438 с.

5. Обработка природных материалов.—М, 1984.—44 с.

6. Степанова Н.И. Поделки из природных материалов—Кишинев: Тимкул, 1988.—121 с.

7. Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях.—СПб.: Лениздат, 1988

1. Виды композиций во флористике

Флористика— направление в художественном искусстве, связанное с составлением композиций из высушенных растений и других видов природного сырья.

Первые упоминания об украшении цветами зрамов встречаются в буддийских книгах 735 г н.э. В Европе цветочные украшения появились в 14 веке. В России аранжировки из цветов начали применять лишо в конце 19 века. Небывалых отижение в искусстве цветочных аранжировок достигли Япония и Китай. Такими композициями оформляют интерьеры офисов, производственных помещений, лечебных учреждений, клубов, магазинов, а также жилые помещения различного назначения. В европейских странах изготовление флористических композиций поставлено на поток. Они поставляются на рынок в готовом виде и в виде специальных наборов, предназначенных для самостоятельной сборки. Лидером по их производству композиций из сухого растительного материала является Италия.

Флористические композиции обладают рядом преимуществ:

§ экологическая чистота материалов и композиций;

§ долговечность сохранения цвета и формы;

§ непритязательность в уходе;

§ декоративность, индивидуальность и красота композиций;

§ простота техники исполнения;

§ неограниченные возможности для самостоятельных занятий декоративно-прикладным творчеством.

В современном декоративно-прикладном творчестве флористические композиции чрезвычайно разнообразны по внешнему виду, содержанию и др.

По масштабности флористические композиции делятся на :

§ крупные художественные работы.

В зависимости от видов используемого сырья выделяют:

§ композиции из целых форм растений;

§ композиции из частей растений:

из лепестков цветов или из соцветий

из листьев или частей листьев

Из веток

По содержанию композиций их разделяют на:

§ предметные;

По внешней форме все композиции во флористике классифицируют на три группы:

§ плоские;

2. Заготовка растительного сырья

Для флористических композиций используется следующий материал:

§ естественно высохшие растения, к которым относятся некоторые садовые цветы, злаки, болотные растения, сухие ветки растений, а также корни, куски дерева;

§ объемно высушенные растения, которые сохраняют все свои качества для зимних букетов и других композиций;

§ растения, засушенные в плоскости, сохраняющие окраску и контур и используемые для создания художественных панно, фризов, экранов.

Собирают растения в любое время года:

§ зимой — ветки, семена растений;

§ весной — ветки с почками, первоцветы;

§ летом — тополиный пух, цветы, мхи;

§ осенью — листья, семена плодов, ягоды.

Растения собирают в сухую солнечную погоду, после высыхания росы. Цветы летом можно собирать и в полдень, когда растения слегка привядшие, что помогает при плоском засушивании придавать им любую форму. Цветы должны быть свежераспустившимися (1-2 день цветения), листья и ветки — без повреждений, здоровые, красивых, динамичных форм. Разнообразных оттенков одни и те же цветы достигают тогда, когда их собирают в различных фазах развития (бутоны, цветы, семенные коробочки).

Для заготовки растений необходим следующий инвентарь:

коробка или корзина (для складывания заготовленных растений), нож, ножницы (для срезания цветов, листьев, стеблей трав), секатор (для срезания веток), шпагат (для увязывания срезанных растений в пучки), пористая бумага (для изготовления закладок), гербарная сетка или другой пресс (для хранения закладок с цветами и растениями).

Основными источниками природного растительного материала для флористики являются следующие группы растений.

1. Культурные декоративные цветы и растения (сухоцветы, садовые растения (годеция, лютик, полынь, тысячелистник,), садовые и цветущие кустарники (гортензия, жасмин, роза)).

2. Многолетние злаки (тимофеевка, мятлик, овсяница), травы (ковыль, пампасская трава, конский щавель), цветы луговые (колокольчики, васильки, лютики), культурные злаки (овес, рожь, пшеница, ячмень).

3. Плоды однолетних и многолетних цветов (ириса, лилии, льна, мака, борщевика, декоративных луков, чеснока, лунарии, нигеллы, спаржи, физалиса, рудбекии, пиона). Собирают их в сухую погоду до полного созревания. Луки срезают, когда цветоносы начинают слегка желтеть. У чеснока срезают стебли, когда верхушка начинает закручиваться. Соцветия летучек срезают не полностью созревшими, одуванчики — с закрытым соцветием, коробочки льна собирают после отцветания. Ветки спаржи необходимо срезать до наступления морозов.

4. Декоративные ягодные деревья и кустарники. (барбарис, роза, шиповник, боярышник, калина, облепиха, рябина, паслен, терн). Ветки с ягодами можно срезать в любое время, но лучше — до морозов, когда плоды приобретут интенсивную окраску, но не перезреют и не будут осыпаться.

5. Декоративные лесные и водные растения (ветки брусники, голубики, черники, багульника, вереска, пижмы; листья папоротника, стебли плауна; камыш, осока, ситник).

6. Декоративные ветви и листья (ветки сухие с листьями и без них, ветви сухие без коры, ветки замшелые, покрытые лишайниками, сухие ветки с плодами – ольха, клен, орешник) Интересны ветви фруктовых растений с узлами и утолщениями. Ветки можно очистить проволочными щетками. Ветви ивы можно закрутить спирально и высушить в таком положении – карэмоно.

7. Лесные декоративные материалы – мох, кора деревьев, куски стволов, корни, шишки хвойных растений. Мох собирают летом, складывают слоями, совместив нижние стороны. Пни, коряги, корни вымачивают 24-48 часов, чистят металлической щеткой, удаляют ненужные части или кору. Корни бывают линейные и массовые. Грибы трутовики, чага, капы на деревьях

8. Экзотические материалы (листья пальм экзотические растения, камни, кожура и семена экзотических плодов)

Способы засушивания растений

Растения, предназначенные для засушивания, должны быть сухими.

Работать с ними необходимо в теплые, солнечные дни, т.к. в сырую погоду при дальнейшей обработке растения теряют естественные краски и блекнут, приобретая бурый оттенок.

Сушка должна производиться быстро, в темном проветриваемом помещении. Засушивание не должно занимать более 2-3 недель.

Виду получаемого материала различают два вида засушивания, каждый из которых можно осуществлять несколькими способами.

Объемное засушивание (с сохранением естественной формы)

1. Естественная сушка на воздухе – растения группы сухоцветов, семейства злаковых, дельфиниум, лук, тысячелистник, физалис сушат пучками, подвешивая вниз соцветиями. Цветы без листьев подвешивают вниз соцветиями, пучками, стянутыми резинкой. Растения развешивают на натянутой веревке или проволоке с металлическими крючками, расположенными на расстоянии 10 см один от другого. Стебли с плодами подвешивают головками вниз. Чтобы сохранить изящный изгиб злаков, их ставят в вазы без воды.

Помещение должно быть затененное, сухое, хорошо проветриваемое. Для сохранения окраски необходимо сушить быстро, а формы — без движения воздуха. Можно подсушить растения на воздухе в тенистых местах на разостланной бумаге. Если оставить травы на время сушки на солнечном свету – они станут золотистыми.

2. Сушка в сыпучих материалах (песке, буре, манной крупе)

Таким способом сушат розы, ноготки, маргаритки.

Песок необходимо просеять, промыть, прокалить. На дно коробки насыпают песок слоем 3 см. На него укладывают плоские цветы – вниз соцветиями, махровые – вверх соцветиями, пропустив стебли в отверстия в дне коробки. Осторожно насыпают песок, пока он не покроет все соцветия.

Коробки держат в теплом сухом месте около 15 дней. Если коробку с растениями поместить в сушильный шкаф, сырье высыхает при температуре 25-30 градусов через сутки. После высыхания песок ссыпают через отверстия в дне коробки. Песок с лепестков смахивают мягкой щеткой.

Цветы, засушенные в песке, хранят в плотно закрывающихся коробках, поскольку во влажной среде лепестки опадают.

Таким образом засушивают объемные соцветия. Заготовленные ватные жгутики при помощи пинцета прокладывают между слоями лепестков, ватным валиком, диаметром толщиной, равной высоте соцветия, обкладывают его по контуру. Затем нетяжелым грузом прижимают растение и помещают в сухое проветриваемой место. По мере необходимости жгутики заменяют.

4. Консервация в водном растворе глицерина. Таким образом заготавливают барбарис., ветки березы, боярышника, брусники, листья винограда, листья гладиолуса, драцены, ириса, клена, лавра, кипариса, можжевельник, орхидеи, плющ, пион, ветки сосны, туи, эвкалипта.

Достижение кожистой, блестящей фактуры достигается выдерживанием растительного материала в водном растворе глицерина. Он, проникая в листья, изменяет их цвет, высушивает листья, вытесняя из них естественную влагу и сохраняя форму, придает материалу маслянистый блеск.

Ветки с листьями бука, дуба, каштана, предназначенные для консервации, необходимо срезать до августа, т.к. потом, при появлении осенних красок листья плохо впитывают раствор. Листья гладиолусов и ирисов связывают пучками перед сушкой.

Ветки отбирают, отсекают ненужные части, промывают в воде. Разминают концы. Если кора толстая, ее снимают, чтобы обнажить древесину. Концы веток надрезают на 5-7 см. 1-2 раз в неделю подрезают для обновления клеток среза стебли на 1-2 см.

Пропорции: для мягколиственных 1:2

иногда смешивают в равных частях

Глицерин смешивают с кипящей водой и ветки с листьями ставят в горячий раствор на глубину 15 см. Можно погружать листья в раствор глицерина полностью. Место, где стоит сосуд с ветками, должно быть светлым. Так быстрее всасывается глицерин.

Время сушки зависит от вида растения и температуры помещения. Чем дольше (от нескольких дней до 2-3 недель) растение находится в растворе, тем интенсивнее окраска. Важно уловить момент, когда листья станут маслянистыми, т.к. если передержать, они будут клейкими. Когда листья изменят свой цвет, их надо вынуть, промыть, быстро высушить на промокательной бумаге в теплом месте.

2. Плоское засушивание (без сохранения естественной формы)

Засушивают как целые растения, так и анатомированные, т.е разделенные на отдельные части: тычинки, стебли, листья, лепестки.

А) Сушка под прессом.

Между двумя досками раскладывают слои промокательной или газетной бумаги. Растительный материал укладывают в закладки между двумя слоями гигроскопичной бумаги. Двойные газетные листы с растениями перекладывают вкладышами – стопками газет толщиной 5 мм или кусками сукна.

Чередуя закладки и вкладыши 7-10 раз, укладывают их друг на друга. На верхнюю доску пресса кладут груз 5-10 кг. Выдерживаю 7-10 дней, регулярно меняя вкладыши.

Влажные листья протирают, помещают между верхним слоем промокательной бумаги и стопкой газетных листов. Проутюживают негорячим утюгом

Обработка высушенных растений

Отбеливание – обесцвечивание красящих веществ в растениях при сохранении их формы.

Отбеливают в закрытом сосуде в растворе хлорной извести (1,8%) и соды (0,8%) при комнатной температуре в течении 4-5 дней.

Окраска – производят методом погружения или методом опрыскивания. Красители – пищевые, чернильные, анилиновые. После окраски промывают. Ветки можно окрашивать кистевой росписью.

Кристаллизация – составленный букет поливают раствором квасцов (500 г. на 1 л.воды) и высушивают 12 часов. Можно травы держать подвешенными в сосуде, окунув в 4% горячий раствор квасцов: при охлаждении на травах образуются кристаллы. Они будут цветными, если в раствор добавит красители.

Для имитации снежинок – замочить на сутки в перенасыщенном соляном растворе (2 части поваренной соли на 1 часть горячей воды)

Скелетизация – получение прозрачной кружевной структуры из жилок листа или стебля

Подсушенные листья вымачивают и кипятят в содовом растворе до тех пор, пока мякоть не начнет отделяться. После остывания тупым ножом или жесткой щеткой соскабливают мягкую часть листа и прополаскивают в воде. Листовой скелет запрессовывают в бумагу и сушат под прессом несколько дней.

Читать еще:  Способы борьбы с кротами

Хранят высушенное сырье в сухом, прохладном, хорошо проветриваемом помещении, без доступа прямых солнечных лучей.

Сухие цветы – в плотно закрытых коробках.

Злаки, сухоцветы – в сосудах без воды, накрыв марлей.

Цветы, высушенные в подвешенном состоянии – в мешках с отверстиями, подвесив вниз соцветиями.

Заглицериненные растения – в холодном месте.

Стручки, шишки, плоды, семена – в коробках.

Хранить до использования следует не более 6-8 месяцев, потом материал становится хрупким.

Правила ухода, хранения и обработки срезанных цветов

Полезные советы

Создание очаровательных букетов — главная задача профессионального флориста. Но, покупатель от цветочной композиции ожидает не только красоты и торжественности, но и долгого срока сохранения свежести цветов в букете. И многие искренне огорчаются и больше не приходят к флористам за новыми цветочными шедеврами, если живые цветы порадовали свежестью от силы два дня. Вы можете сказать, что сохранность презентабельного внешнего вида зависит непосредственно от сорта растения и жизни живых растений итак крайне непродолжительна, и это, разумеется, правда. Но, для любого срезанного растения можно обеспечить относительно долгий период жизни, подобрав правильный уход и хранение. И это всегда в силах опытного флориста и реализатора!

Рекомендации по сохранению свежести срезанных цветов

Если вы решили заказать цветы оптом и хотите продлить их декоративный жизненный срок, существует целый ряд рекомендаций по уходу, хранению и обработке срезанных растений. Наиболее действенные советы, помогающие бороться с увяданием живых цветов, это:

  • обязательная обрезка листьев на стебле, которые могли попасть в воду;
  • тщательное мытье вазы или емкости, где будут стоять срезанные цветы, мыльной водой;
  • ежедневная промывка стеблей и обновление срезов под проточной водой приблизительно на 2 см;
  • размещение цветов в глубокой емкости с водой и в прохладном затемненном месте в ночное время суток;
  • обязательное удаление пальников у тюльпанов и лилий для избежания опыления;
  • дополнительный разрез деревянистых стеблей по длине на 5-6 см (например, у роз, сирени, хризантемы);
  • периодическое подливание прохладной воды в емкость или вазу для освежения растений.

Наиболее важные моменты в уходе за живыми цветами

Чтобы срезанные цветы простояли в вазе дольше и сохранили свою привлекательность и характерный аромат, следует уделить внимание некоторым важным аспектам.

Вода

Недавно срезанные цветы и растения нуждаются в большом количестве воды — подпитке, поэтому их ставят в большую вазу, наполненную водой доверху. Те цветы, которые на стеблях покрыты мелкими волосками (например, герберы), погружаются в воду не глубже 5 см, во избежание загнивания.

Категорически запрещается ставить живые цветы в ледяную воду, так как это может их “убить”. Лучше всего выбирать отстоянную воду из-под крана.

Цветы в букетах и композициях следует помещать в дистиллированную, дождеву или остуженную кипченную воду, что помогает исключить бактерии.

Свет и воздух

Срезанные растения категорически запрещается оставлять под прямыми солнечными лучами, около отопительных систем или на сквозняке. Лучшее место для хранения срезов — полузатемненные помещения с прохладным микроклиматом, где отсутствует сквозняк. Для цветов с крупными листьями (по типу хризантем или калл), а также для гвоздик, нарциссов, роз и ландышей требуется регулярное опрыскивание, которое помогает уменьшить транспирацию.

При оптовой покупке живых цветов помните, что их хранение — ответственный момент, ведь это своего рода “перевалочный пункт” для срезов перед долгожданной встречей со своим покупателем!

*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.

Некоторые способы обработки растений для создания цветочных композиций

В зимних цветочных композициях часто используют материал, называемый сухоцветами. Растения, любовно собранные на дачном участке, в поле, в лесу, подвергают специальной обработке. Это может быть естественная, плоскостная и объемная сушка, обработка паром, кипятком, парафином или глицерином, обесцвечивание и окраска, скелетизация и кристаллизация, закручивание и изгибание ветвей.

Основным требованием для большинства растений, предназначенных для дальнейшей обработки, является их сбор в сухую солнечную погоду. Правда, имеются редкие исключения, например, тысячелистник лучше сохраняет окраску, если перед засушиванием его поместить на пару дней в воду, а подмаренник, высушенный в вазе с водой, сохраняет свою декоративность. При высушивании в вазе без воды красиво выглядят злаки, а у физалиса и гомфрены стебель становится изломанным.

Некот орые цветы (астильба, кермек, гелихризум, физалис, ноготки, лютик, роза) можно, не срезая, высушить на корню, в естественном состоянии, а потом срезать и поместить в вазу.

Наиболее простым и распространенным способом консервации цветов и растений является сушка их на воздухе, при этом многие растения при естественном высыхании сохраняют свой цвет. Цветы без листьев лучше сушить в пучках вниз головками, освобождая при этом от ненужных листьев ( пижма, лимониум, солидаго ).

Для удобства использования в композиции материала с колючими или хрупкими стеблями (ворсянка, акроклинум, перец) плоды и соцветия отделяют и закрепляют на проволоке.

Это что касается ЕСТЕСТВЕННОЙ СУШКИ РАСТЕНИЙ.

ПЛОСКОСТНАЯ ЗАСУШКА растений заключается в раскладывании расправленных растений между листами бумаги, переложенной газетной или фильтровальной бумагой и прижатой грузом. По мере впитывания влаги бумагу надо менять.

ОБЪЕМНАЯ СУШКА — это сушка растений в песке или вате. Для консервации в песке можно изготовить специальное приспособление, которое представляет собой небольшой ящик с выдвижным дном и вставленной над ним мелкоячеистой сеткой. Решетчатую вставку закрепляют на расстоянии 3 см от дна. Ящик заполняют хорошо промытым и прокаленным песком до решетки. Растения с плоскими соцветиями — корзинками укладывают стеблями вверх (астры, лютики, анютины глазки, ромашки, незабудки), а с объемными и махровыми — вниз (бархатцы, георгины, пионы, розы, лилии и др.).

Продолжительность сушки зависит от температуры воздуха и набора цветов и колеблется в пределах 5-10 дней. После высушивания вынимается дно, песок высыпается, а цветы остаются на сетке. Для более быстрой сушки цветов применяют смесь песка и буры в соотношении 2:1 или только буру. Порядок укладки и тара те же, что и при сушке в песке, только слой буры может быть несколько тоньше. Сроки сушки растений в буре существенно различаются и составляют: для лилии — 25-30 суток, бархатцев и циний — 4-5 дней, ромашки — 1-2, листьев клена — 2-3 дня. Передержка цветов в буре ведет к изменению их окраски, и они становятся более ломкими.

Хорошо сушатся в буре шпорник, астры, гвоздики, георгины, анютины глазки, жасмин, цветы чубушника, листья клена и др.

Не следует отказываться и от быстрого и довольно эффективного способа сушки осенних листьев и цветов акации, фиалки, матиоллы с помощью утюга.

Для этого на гладкую доску надо уложить 4-5 листов газетной или промокательной бумаги, расправить и прогладить горячим утюгом.

ОБРАБОТКА ПАРОМ. Этим способом можно придать необходимый изгиб стеблю сухого растения, расправить лепестки, вернуть пышность и объемность соцветиям (солидаго, амарант и т. п.).

ОБРАБОТКА КИПЯТКОМ. Чтобы сохранить одуванчик, растение собирают, когда парашютики уже образовались, но белый шарик еще не раскрылся. В стебель вводят проволочку и слегка прокалывают основание корзинки. На другом конце проволоки делают крючок. Затем головку цветка опускают в кипящую воду на 10-15 сек., и семянки накрепко «привариваются» к цветоложу. После этого одуванчик подвешивают за крючок на веревку, предварительно изогнув стебелек в соответствии с замыслом. Высохнув, он откроется! Если в воду добавить анилиновый краситель, то пушистые шарики станут цветными!

ОБРАБОТКА ПАРАФИНОМ. Крупные воздушные шары козлобородника можно сохранить, впрыснув внутрь корзинки через полый стебель расплавленный парафин шприцем без иглы. Для удобства хранения у соцветий оставляют короткие стебли, а перед постановкой удлиняют высушенными цветоносами чеснока, стеблями тростника, ветками кустарника или проволокой.

ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ. Для получения белого декоративного материала цветы отбеливают. Этот процесс можно разделить на два этапа: обесцвечивание и непосредственно отбеливание.

Для обесцвечивания растения помещают в теплый раствор хлорной извести (0.8%) с содой (0.4%), накрывают и выдерживают при комнатной температуре 4- 6 дней. Раствор сливают после того, как растения станут синевато — белыми. Затем их заливают 1% -ным раствором хлорной извести без соды, в котором они окончательно отбеливаются. Выбеленные растения подсушивают.

ОКРАШИВАНИЕ. Поскольку в зимних композициях часто не хватает цвета, материал красят. Для этого можно воспользоваться аэрозольными баллончиками с распылительным устройством, пылесосом или аэрографом — специальным прибором для нанесения краски тонким слоем. Этим способом красят как сухой, так и живой материал. Растения можно красить кисточкой, используя гуашь или водоэмульсионную краску нужного тона.

Э ффектно выглядят в композициях и венках листья магонии, коробочки льна и мака, окрашенные золотой, бронзовой или серебряной краской.

Естественная окраска растения станет интенсивнее и дольше сохранится, если однолетнее высушенное растение протравить в 10 — 12% — ной соляной кислоте.

Сухие цветы можно погрузить в раствор анилинового красителя с ацетоном из расчета 3 г на 1 л воды и выдержать до нужной степени окрашенности.

Живые белые гвоздики и гортензия, поставленные в раствор чернил, меняют цвет. Интенсивность окраски зависит от концентрации раствора.

СКЕЛЕТИЗАЦИЮ как способ обработки растений, см. здесь

КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ. Существует несколько способов такой обработки. Растения можно выдержать в перенасыщенном горячем растворе поваренной соли до остывания, пока их не покроет слой мелких кристаллов. Если раствор подкрасить анилиновым красителем, то растение будет цветным.

Более яркого цвета добиваются при обливании сухого материала кипящим раствором квасцов из расчета 500 г на 1 л воды или погружая его в горячий раствор квасцов, выдержав до охлаждения и образования крупных красивых кристаллов.

Для получения кристаллов синего цвета используют перенасыщенный раствор медного купороса комнатной температуры.

КОНСЕРВАЦИЯ В ГЛИЦЕРИНЕ. Этот способ позволяет получить эластичные, упругие темно — зеленые, темно — бордовые или коричневые листья с масляным блеском, которые сохраняются продолжительное время (2 — 3 года) без заметного потускнения.

Приготовление раствора не представляет особого труда. Для этого берут одну часть глицерина, смешивают его с 2 — 3 частями горячей (60 — 70 градусов) воды и в приготовленный раствор погружают листья, стебли или ветки с листьями. Выдерживают в течение 2 — 3 недель, затем просушивают. Хорошо высыхают в глицерине растения с кожистыми листьями — магнолия, магония падуболистная, рододендрон, дуб, брусника. С помощью глицерина можно получить различные цвета и оттенки. Например, эвкалипт становится зеленовато — коричневым, листья бука чернеют, коричневыми становятся мушмула японская, маслина душистая, магония, падуб. Практика аранжировки показывает, что можно успешно сушить в глицерине листья барбариса, березы, бука, клена, форзиции, можжевельника, дикой яблони, винограда, а также таких комнатных и оранжерейных растений, как драцена, плющ, олеандр, фатсия, аукуба, аспидистра, эхмея, камелия.

После того, как собран и обработан растительный материал, освоены приемы сохранения его свежести, выбрана ваза, — можно приступать к воплощению замысла композиции!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector